27-30 ноября на базе ДОЦ «Звездный» прошел областной форум по краеведению посвященный Первому
Презеденту Казахстана.
Куда была приглашена наша команда для выступления на пленарном заседании. Нас попросили поделиться тем как построена краеведческая работа в нашей школе.
Мы хотим познакомить вас с краеведческой работой в нашей школе.
Айдабульская школа крепка своими традициями. Если посетить экспозицию нашего школьного музея то можно проследить, что начиная с 70-х годов прошлого века учащиеся школы много путешествовали по территории СССР, участвовали в различных интеллектуальных конкурсах, любили отдыхать на природе. Каждый выпускник гордится тем что его лучшие школьные годы прошли в Айдабульской средней школе.
Нам повезло вдвойне: во-первых, в нашей школе крепка традиция строить уроки истории, географии, биологии и литературы опираясь на краеведческий материал, согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому», во-вторых, наш классный руководитель, Мищерина Н.Ф., человек увлеченный, любящий природу родного края, стремящийся привить и нам эту любовь. Наше знакомство с ней состоялось 1 сентября 2015 года на первом классном часе с символическим названием: «С чего начинается Родина». Мы всегда будем помнить эту встречу, так как Нина Фёдоровна подарила всем нам саженцы рябины и теперь у каждого из нас дома растет рябинка.
В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность.
В связи с этим поставлены задачи:
· Вызвать интерес у детей к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре.
· Дать представление о размерах нашего края и его природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.
· Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края.
Эколого-краеведческая работа в нашей школе идет по 4 направлениям:
Географическое краеведение.
Это комплексное изучение природы и хозяйства родного края.
Что дает возможность учащимся лучше изучить и узнать свой край. Воспитывает бережное отношение к природным богатствам страны
Историческое краеведение.
Историческое краеведение — одно из наиболее эффективных средств связи школы с жизнью. Оно
играет большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и становлении гражданской позиции. Понятия «Отчизна», «Родина» в детском возрасте, как правило, ассоциируются с конкретным поселком в котором проживают учащиеся. От того, насколько хорошо знают и любят ребята свой край, его историю, часто зависит и глубина их патриотического чувства
Литературное краеведение является могучим средством приобщения школьников к духовной жизни народа через устноенародное поэтическое творчество и литературу.
Туризм
Туризм и краеведение – это одно целое.
Туризм без краеведения не интересен, краеведение невозможно развивать без знания основ туристической техники.
Познавательная краеведческая работа имеет три уровня:
1 уровень. Получение готовых знаний
- со слов учителя, из учебных пособий и
СМИ;
- встречи с ветеранами;
- экскурсии
2 уровень. Самостоятельное приобретение
знаний
- оформление стендов «Родной край», «Зерендинский район», «История школы в лицах»;
- выпуск боевых листков, газет;
- работа с архивными документами.
3 уровень. Участие в научно-исследовательской деятельности.
Наш класс большой и дружный. Мы любим совместно разрабатывать коллективные дела и претворять их в жизнь.
Уборка школьной территории или территории вокруг родника может стать увлекательным мероприятием, если мы работаем вместе, а наш учитель может ответить на все наши вопросы, касающиеся растений, животных, реки
Жабай или нашего села.
Тематические недели построены на краеведческом материале. Неделя географии проходит в форме квест-игры. Утром каждый класс получает свое задание, которое должен выполнить к концу учебного дня. А какие это задания: по фрагменту фотографии определить здание нашего села и указать его адрес. Как же это интересно. Оказывается, ежедневно проходя по улицам, мы не обращаем внимание на особенности построек, теперь мы знаем, что у одних хозяев на трубе есть флюгер, у других дом с резными наличниками, а есть дома с особой отделкой фасада. Мы с нетерпение ждем следующего дня, чтоб получить новое еще более захватывающее задание.
Ежегодной традицией стало проводить конкурс: «Такая необычная обычная ёлка».
Конкурс проводится с целью привлечения внимания населения к проблемам защиты и охраны хвойных насаждений в предновогодний период путем предложения альтернативы – изготовление новогодних елочек своими руками из
различных материалов. Какие же это красивые елки, а материал, из которого они сделаны очень разнообразен от легких пёрышек до макаронных изделий. Класс украшен, настроение праздничное и самое главное не пострадало ни одно живое дерево.
Не менее интересно проходит «Синичкин день»
Цели: познакомить детей с праздником народного календаря «Синичкин день». Учить детей любить природу и восхищаться ею, заботиться о птицах. Воспитать у них чувство ответственности, бережное отношение к природе. Проходит конкурс по изготовлению кормушки для зимующих птиц. После подведения итогов каждый
класс вывешивает свою кормушку на школьной территории и в течение всей зимы пополняет ее кормом для птиц.
Яндуткиной Кариной под руководством учителя географии был выполнен научный проект по разработке «Экологической тропы» в окресностях нашего села. Тропа проложена по очень значимым и красивейшим местам. Ее длина 5 км, она имеет 12 станций. Но, к сожалению, этот проект так и остался на бумаге. Был установлен первый щит-банер с информацией о роднике, но его очень быстро уничтожили, и на этом работа была приостановлена.
Начиная с 7 класса, мы ежегодно участвуем в экологических олимпиадах. И имеем немало наград.
По номинациям «Экоклип» (Майер Кристина) и «Фотоколлаж» (Касымова Дина) заняли 1 место.
Майер Кристина на областном туре экологической олимпиады: «В судьбе природы – наша судьба» презентовала свой социальный ролик в котором показала как из бросового материала (пластиковых бутылок) можно изготовить пуфик и заняла 1 место. Кстати можем подтвердить, что в одной из рекреаций школы вся мебель изготовлена по такой методике.
Победив в районном историко-литературном конкурсе «Моя малая Родина» мы достойно выступили в областном туре. Который проходил в ДОЦ «Звездный». Результаты выступления, из 6 номинаций по 4 у нас призовые места:
В номинации «Символ малой Родины» - 1 место - Касымова Дина.
В номинации «История моего села» - 2 место - Яндуткина Карина.
В номинации «Моя душа – душа природы» - 2 место – Касымова Эльмира.
В номинации «Село моей мечты – село будущего» - 3 место – Аушева Лолита.
Хочется выделить, что работы наших девочек были отмечены жюри как наиболее полно раскрывающие тематику. Повествование Дины о березе как о символе Родины, прекрасной в любое время года тронуло сердца каждого слушателя. Касымовой Эльмирой была затронута очень острая проблема ежегодного паводка на реке Жабай приводящая к подтоплению города Атбасар и предложены пути решения этой проблемы. А Карина с гордостью рассказала о истории нашего села.
Третьим уровнем познавательной краеведческой работы является участие в научно-исследовательской деятельности.
Одним из направлений работы по краеведению является туризм. В последние два года, с приходом молодого тренера Радченко М.В., в нашей школе туризмом занимается все больше учащихся. Ребята осуществляют пешие походы, занимаются скалолазанием, им покоряются велосипедные маршруты.
На сегодняшний день итогом всей краеведческой работы стало участие в 1 республиканском интеллектуальном конкурсе юных историков «Моя малая Родина». Где мы достойно представили не только поселок Айдабол Зерендинского района, но и Акмолинскую область.
В выступлении директора республиканского научно-практического центра «Дарын» Ш,Кирабаевой было отмечено, что дети из небольшой сельской школы, из одного класса , составили достойную конкуренцию участникам, выступив наравных со школьниками НИШ и специализированных школ.
Ученицы 9 «Б» класса:
Аманжолова Аделия
Касымова Дина
Майер Кристина